Коментарі < Повернутися до переліку коментарів

Податкові позбавлення

2016-09-22
Римар Сергій Юрійович
Радник, адвокат, керівник кримінально-правової практики АК "Правочин"

Про автора >

 

Положениями части 1 статьи 94 Налогового кодекса (НК) Украины установлено, что административный арест имущества налогоплательщика является исключительным способом обеспечения исполнения налогоплательщиком его обязанностей, определенных законом.

 

 

Согласно части 2 статьи 94 НК Украины, арест имущества может быть применен при установлении соответствующих обстоятельств, в том числе в случае, если налогоплательщик отказывается от проведения документальной или фактической проверки при наличии законных оснований для ее проведения или отказывает в допуске должностных лиц контролирующего органа.

В соответствии с частью 2 статьи 81 НК Украины в случае отказа налогоплательщика и/или должностных лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) в допуске должностных лиц контролирующего органа к проведению проверки составляется специальный акт, удостоверяющий факт отказа (акт об отказе в допуске или акт о недопуске к проверке), то есть законодатель предусмотрел среди условий, при которых может быть применен арест имущества налогоплательщика, недопуск к проверке и отказ от ее проведения.

Таким образом, украинским законодательством установлена обязанность налоговых органов по составлению такого акта в случае отказа налогоплательщика от проведения проверки или отказа в допуске должностных лиц этих органов к ее проведению.

 

В исключительных случаях

Сергей РЫМАР,

адвокат, советник, руководитель уголовно-правовой практики АК «Правочин»

 

До марта 2016 года отсутствие налогоплательщика по месту регистрации имело следствием обращение налоговиков к государственному регистратору, что в конечном итоге могло привести к ликвидации юридического лица в судебном порядке.

Однако после внесения изменений в Порядок учета плательщиков налогов и сборов (приказ Минфина № 375 от 18 марта 2016 года) единственным последствием отсутствия плательщика по его месту регистрации стало обращение контролирующего органа к налоговой милиции с запросом на установление местонахождения (места жительства) налогоплательщика (пункт 12.4 Порядка).

Административный арест имущества применяется в исключительных случаях и только с целью обеспечения исполнения налогоплательщиком его обязательств. Большинство оснований для его применения характеризуются умыслом и противодействием со стороны налогоплательщика (нарушение правил отчуждения имущества под залогом, отказ от проверки или отказ в допуске к ней, недопуск к составлению акта и т.д.). Отсутствие плательщика по его местонахождению не свидетельствует о каком-либо сопротивлении с его стороны. Ответственность за это НК Украины не предусматривает.

Единственным возможным основанием для применения административного ареста имущества может быть недопуск к фактической налоговой проверке, мотивированный отсутствием директора на предприятии (так, в постановлении Высшего административного суда Украины от 21 октября 2015 года суд признал такие действия законными). В подобных случаях составляется акт об отказе в допуске к проверке.

Если же плательщик просто отсутствует по зарегистрированному адресу, то составляются соответствующий акт отсутствия или справка о невозможности вручения ему документа, которые имеют совершенно другие последствия.

 

 

Юридическая практика
№38 (978) с.13
http://pravo.ua/article.php?id=100113993
Наступний коментарПопередий коментар